slogan

Вход на сайт

Зарегистрироваться

Забыли пароль?


Опрос "СКЕПТИКА"

Выберите личность, которая станет героем нашего повествования

Киров

Куйбышев

Тер-Петросян (Камо)

Фрунзе

Троцкий

Главная

hornaw

Страницы истории

hornaw

УРЕНЬСКАЯ ВАНДЕЯ


УРЕНЬСКАЯ ВАНДЕЯ



uren.jpg

Пролог

В начале 70-х на экраны СССР вышла остроумная пародия датских кинематографистов на заполнившие экраны Запада шпионские фильмы. Фильм назывался «Бей первым, Фреди». Он, конечно, не был шедевром киноискусства, но очень понравился молодым зрителям. Был даже снят один из первых КВН-вских фильмов под названием «Бей первым, Федя», пародия на пародию. Не помню кем, кажется командой из города Фрязино. В датском фильме есть эпизод, когда злодей привязывает героиню доске и включает пилораму на минимальной подаче. Доска медленно, но все ближе приближает нежную шею девушки к диску бешенно вращающейся пилы. Разумеется, главный герой спасает героиню и вскоре следует хеппи-энд с наказанием всех злодеев.

Я пересказал этот фильм родителям, не смотревшим его, а по поводу данного эпизода высказался, что киношный злодей – фашист. Тогда, да и сейчас, это слово было для меня высшим определением зверства.

- Ты знаешь, что такие же зверства творили и наши русские люди в 18-м году? – неожиданно спросил меня отчим, - Мой отец рассказывал, что во время Уреньско-Ветлужского восстания кулаки распиливали на пилораме комбедовцев. (КомБед – комитет бедноты – прим. автора; Комитет бедноты (Комбед) — орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма» - «Википедия»). Правда, пилили они не головы, а человека целиком начиная с ног вдоль всего хребта.

Так я узнал о крестьянском восстании, о котором, в отличие восстаний Пугачева и Разина тогда предпочитали даже не упоминать. Восстание это, а скорее бунт, понятно не имело столь широкого размаха. Активная фаза восстания продлилась всего один месяц. Но еще четыре года в уреньских лесах скрывались банды повстанцев и дезертиров. И след свой в истории оно оставило.

«Мы ленивы и не любопытны», как верно заметил Пушкин. Я, конечно, запомнил новое для меня словосочетание, но узнавать подробности не стал, невзирая на то, что не раз бывал в тех местах. А жаль. Тогда еще были живы люди, лично помнившие те трагические события. И я встречался с ними, но вот не спросил. Постеснялся или поленился не важно.

Теперь я вынужден восстанавливать события спустя почти 100 лет по статьям из книг и интернета, что не есть хорошо, как говорят немцы. Не хорошо, потому, что отсутствует мнение свидетелей событий, которых я лично знал. То есть я мог тогда, в 70-х, представить себе картину произошедшего, адаптировав ее исходя из личности рассказчика.

Я лишь недавно смог осмыслить те давние события и теперь представляю на ваш суд свою версию.


karta_uren

Часть 1

Все-таки, что же произошло летом 1918 в Урене и в Ветлуге?

1.Начнем с определения места действия. Заволжье. Точнее так называемый Урень-край. Край, покрытый густыми лесами даже сейчас. Край богатый не полезными ископаемыми (песок и глина не в счет), а, главным образом, дичью, грибами и ягодами.

Современное административно-территориальное деление Заволжья отличается от деления принятого до начала двадцатых годов прошлого века. Тогда большая часть Заволжских земель входила не в Нижегородскую, а в Костромскую губернию.

Итак - русский медвежий угол. Медвежий в буквальном смысле слова. И русский ли? Да, сейчас именно русский. Но вот любопытный нюанс: русские поселения появились здесь позже многих сибирских городов и острогов. До Ивана Грозного эти места входили в состав Казанского ханства. И до конца 17-го века здесь жила мордва, черемисы, марийцы, но только не русские. Упоминания о первом русском поселении относятся только к 1661 году.

Спорят даже о топонимической принадлежности самого названия Урень. По одной из версий, общепринятой официальным краеведением, слово Урень происходит от марийского слова «ур» - белка. Белка же и изображена на гербе города.


znak_uren

Другая версия: название происходит от татарского слова «урэ» - возвышенность.

Третья версия от татарского же слова «курень» - лесной приют. Википедия же дает и такие определения слова «курень»:

Курень — (казачье) жилище, дом, шалаш, барак.

Курень — отделение военного стана у запорожских казаков (позднее — в украинском войске), единица административного деления войска под управлением куренного атамана.

Курень — небольшая обветшалая (курная) изба (помор.).

Курень — метель (помор.).

Курень — (устар., рег.) пространство в лесу, где рубили дрова и выжигали из них уголь.

Курень — (монгольское) кочевое поселение, состоящее из множества юрт.

2.Второй нюанс - религиозный. Здесь очень много старообрядцев. Кержаков, раскольников, староверов, как их еще называют. А это очень непростые люди. Большинство из них потомки мятежных стрельцов сосланных Петром, после стрелецкого бунта и победы над сестрой, царицей Софьей. Но есть и бежавшие от церковных реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Как следствие старообрядчество здесь не однородно, а состоит едва ли не из десятка разных толков.

3.Время действия. Середина 1918 года. Эйфория от «триумфального шествия Советской власти» (это не издевка, а ленинская цитата-определение из вузовского учебника «История КПСС» 70-х годов – прим.) в прошлом. На окраинах контрреволюционные мятежи. На Дону создается ядро белого движения. В Поволжье вспыхивает мятеж правых эсеров. Декларация большевиков о самоопределении наций оборачивается кошмаром. Полностью потеряны: Прибалтика, Польша, Финляндия. В Закавказье начинаются феодальные, иного слова не подберешь, разборки между народами. Не лучше положение в Средней Азии. Замятня на Украине. Впрочем, Украину отдают по Брестскому мирному договору немцам. Это вызывает раскол коалиции большевиков и левых эсеров. Следует левоэсеровский мятеж, о котором ниже. Территория Советской республики сузилась до территории Московии 16-го века, которой правил отец Ивана Грозного. Впрочем, не буду пересказывать учебник истории за 10 класс. Все и так понятно.

4.Предпосылки к восстанию.

К лету 1918 года власть в Варнавинском уездном Совете закрепилась за большевиками и левыми эсерами, как и в большей части уездных Советов Костромской губернии.

Стоит вспомнить, как ранее зимой-весной этого же года, под руководством этих же Советов происходила реквизиция помещичьих хозяйств.

Например, в 1916 в хозяйстве местного помещика Базилевского, расположенном в Шудской волости было:

« … до 40 голов крупного рогатого скота, столько же свиней, 20 рабочих лошадей, 2 жеребца-производителя, 5 конематок и до 20 голов молодых лошадок. И вот это хозяйство было разом нарушено. По сведениям того же И. К. Соловьева (председателя волостного Совета - прим.) от продажи имущества помещика было получено около 50000 рублей. Он (т.е. Соловьев - прим.) сам с товарищем по решению исполкома ездил в Великие края за хлебом. Было куплено 1000 пудов хлеба по 3,5 рубля за пуд, доставлен в Шуду (село в Варнавинском уезде - прим.) и продавался по 5,5 рубля всему населению.»

То есть, уездный Совет обвиняя в спекуляциях местных кулаков на хлебных спекуляциях сам «наварил» 2000 рублей. Возможно, цена хлеба, проданного Советом населению была и ниже местной розничной цены. Понятно и желание «отбить» накладные расходы. Но факт есть факт. Возникает также вопрос: кто был покупателем? Все население? Сомневаюсь я, однако. Было бы хорошо, если бы реквизируемые средства полностью были бы потрачены на хозяйственные нужды волостей и благо ее жителей. Однако бессребреников среди представителей новой власти было мало. Деньги исчезли, словно вода, вылитая в горячий песок пустыни, т.е. неизвестно куда.

Печальна была судьба и старинных помещичьих гнезд:

«Уже в начале 1918 года из усадьб была растащена мебель, многотомные библиотеки с редкими изданиями книг, погублены произведения живописи. От бесхозяйственности сгорели здания в ряде усадьб: в Стрелице помещиков Смецких, в усадьбе «Новое» Ставицкого у деревни Зашильское. Вырублены были парки и разобраны здания в селе Сквозняки помещиков Кривцова и Кочукова. Всего в Поветлужье Варнавинского, Ветлужского, Краснобаковского и Воскресенского районов было погублено около 30 помещичьих усадьб. Вместе с усадьбами нарушена была и хозяйственная деятельность владельцев.»

Большинство реквизированных предприятий, от руководства которыми сразу же были отстранены не только бывшие хозяева, но и технический персонал, встали. Например, газета «Северный рабочий» от 11.07.1918 года отмечала:

«В феврале текущего года рабочие картонной фабрики Бердникова в с. Новопокровском взяли предприятие в свои руки. Вследствие устранения технического персонала, попытка их самостоятельно вести предприятие кончилась неудачей и вызвала полную приостановку деятельности фабрики, длящуюся и в данный момент...».

То есть новая власть умела отбирать, но не умела управлять; умела ломать, но не умела еще строить.

Все вышеизложенное тоже не добавляло любви к новой власти. Местные Советы пожинали плоды своей политики.

По расчетам Костромской губернской продовольственной управы, которые были проведены еще летом 1917 года: «только 13% всех жителей деревень губернии могут с трудом прожить весь наступающий продовольственный год своим хлебом. Остальные вынуждены голодать».

«Декретом о Земле» земля передана во владение крестьянам, но крестьяне вовсе не горят желанием дарить плоды своего труда пролетариям. А городу предложить взамен нечего. В городах начинается голод. Голодное брюхо лозунгами не накормишь. Нужно что-то делать.

Рецепт давно известен и применялся еще во времена Великой Французской революции: все отобрать и поделить. Французов не остановило декларируемое ими же священное право собственности, а большевики и вовсе согласны с месье Прудоном: «частная собственность – воровство!». Создаются продотряды и комбеды.

Есть и еще одна причина - насильственная мобилизация в Красную Армию. Идейных бойцов для борьбы с контрреволюцией не хватает. Впрочем, белые прибегают к тем же мерам.


krestyne

Крестьяне Нижегородской губернии


5. Действующие, а точнее противоборствующие лица.

Итак, созданы органы, ответственные за решение продовольственной проблемы. Кто входит в эти новообразования? Цитирую шахуньского краеведа-исследователя В.В. Смирнова (статья 1979г):

«В комбед д. Мураиха были избраны беднейшие крестьяне – батраки Думкин И.Ф. (по прозванию «билюшко»), Смирнов В.М. (по прозванию «левушко»), Бровкин Н.И., Смирнова М.П., Доймин И.П. Имя Бровкина стало нарицательным по определению бедности на территории почти всего района («никонорко мураинский»). Бедность их до Великой Октябрьской социалистической революции была настолько велика, что некоторые из них жили при помощи сбора милостыни, учиться они не могли и были совершенно неграмотны. Думкин И.Ф и Смирнов В.М. даже не умели плести лапти и поэтому, с ранней весны и до поздней осени ходили босиком… Бровкин Никанор раньше слыл на всю округу отъявленным лодырем, но при организации колхозов постоянно избирался в состав правления колхоза.» (см. - www.libshax.ru/kray/punkt22=21.doc)

Нужно ли комментировать эту цитату? В составе комбеда – откровенные бездельники. Их даже в официальном документе называют уничижительными кличками. Нет, сбор милостыни в дореволюционной России не являлся чем-то из ряда вон выходящим и порочащим. Многие даже крепкие семьи, которые осенью и в начале зимы давали милостыню просящим, были порой вынуждены по весне сами, как тогда говорили «ходить за кусками». Но русский крестьянин, который в те годы не умел сплести себе лапти? Худшей оценки человеку трудно придумать. Недаром даже в детских книгах советские писатели утверждали, что вождь мирового пролетариата В.И. Ленин, ни разу не крестьянин, научился этому ремеслу. Этим подчеркивалась его близость к народу.

Нет, было бы не правильным считать, что Советскую власть представляли одни маргиналы. В местных советах были и сочувствующие большевикам представители сельской интеллигенции: врачи, фельдшера, учителя, агрономы. Но не они определяли политику. Политику на местах определяло горластое хамское мурло.

Теперь их оппоненты:

Несмотря, на неоднократные попытки большевиков захватить власть во всех Советах большинство в волостных Советах тогда все-таки принадлежало эсерам, как правым, так и левым. Именно в их программе опора делалась на крестьян. И их позиции на селе были прочнее. Это, была та же сельская интеллигенция, более близкая к зажиточному и среднему крестьянству, но имевшая значительное влияние и на беднейшие слои. Среди них много бывших унтеров и младших офицеров русской армии, выслуживших чины своей кровью на фронтах Первой Мировой, но не желающие лить кровь за «всемирную коммуну». А вот за привычный уклад жизни – пожалуйста. Вот два полюса противостояния: уезд и волости, большевики и эсеры, красные и… нет, белыми я бы их, пожалуй, тоже не назвал бы, пусть будут зеленые.


Продолжение следует…




Автор: NikSpika 03-06-2016 23:28:51