slogan

Вход на сайт

Зарегистрироваться

Забыли пароль?


Опрос "СКЕПТИКА"

Интересуетесь ли вы историей?

Конечно, интересуюсь

Довольно редко

Мне это не интересно

Главная

hornaw

Мир вокруг нас

hornaw

БИОДИЗЕЛЬ (часть 2)


БИОДИЗЕЛЬ (часть 2)


- панацея во время энергетического и экологического кризиса?

(взгляд изнутри)


окончание


перейти в начало статьи


biodizel2.jpg

3.Давайте построим завод по производству биодизеля.

Итак, мы разработали новую технологию получения биодизеля. Доказали ее принципиальную новизну и отличия от аналогов, что не маловажно, ибо в противном случае нас завалят исками конкуренты. Запатентовали свой процесс наконец. Взвесив все за и против мы решаемся на строительство завода по производству биодизеля. И сразу возникают новые проблемы.
Во-первых, для чего и для кого мы его строим? Вопрос не праздный. Если мы строим завод для среднего или крупного сельхозпроизводителя (мелкий это дело явно не потянет), заинтересованного в независимости от нефтетрейдеров, на его земельном участке то:

а) мощность завода не должна быть слишком большой. То есть быть четко привязана к объемам производства сырья (рапс, подсолнух или другие масличные культуры).

б) завод не должен быть слишком дорогим. Следовательно, технологическая схема должна быть предельно упрощена.

в) завод должен быть прост в управлении. В идеале необходимо обеспечить условия, при которых оператором мог бы быть неквалифицированный рабочий.

г) должна быть обеспечена безопасность производства.

д) необходимо обеспечить экологическую безопасность производства, утилизацию отходов.

е) необходимо обеспечить безопасное хранение сырья и продукции.

Легко заметить, что многие из вышеперечисленных требований трудновыполнимы или противоречат друг другу. Кроме того, я не рассматривал вопросы согласования строительства с десятком различных заинтересованных организаций от местных Советов до Госуправления Экологии и Госнадзорохрантруда включительно. Кстати, фермеру или организации решившимися на подобную авантюру могут припаять еще нецелевое использование земли и занятие деятельностью, неоговоренной условиями, заявленными в регистрационном свидетельстве.

Решится ли простой фермер, пусть достаточно обеспеченный, на подобную нервотрепку? Стоит ли затевать такое строительство производителю оборудования? Не знаю.

Хорошо подойдем к проблеме с другой стороны. Давайте сами построим свой завод для обеспечения биодизелем внутреннего потребителя на украинском рынке.

Тогда:

а) объемы производства диктуются спросом на рынке и объемами сырья и могут доходить до 100 – 200 тыс. т/год и более для одного завода.

б) можно обеспечить достаточно качественную и полностью автоматизированную систему управления производством.

в) можно достаточно легко решить проблему утилизации отходов.

г) можно организовать производство дополнительной продукции например: глицерина любой степени чистоты, вплоть до динамитного и реактивной чистоты, жидких и твердых удобрений и т.д.

д) для производства можно использовать часть территории любого Масложиркомбината или, к примеру, закрываемый маргариновый завод.

Однако при всех плюсах указанного решения существуют два существенных минуса.
Первое: продукция предприятия не будет пользоваться спросом до тех пор, пока ее стоимость будет выше рыночной стоимости дизельного топлива. Частично эту проблему можно было бы решить, если бы мы выращивали свой рапс. Но едва ли нам, в существующих реалиях, удастся добиться себестоимости биодизеля сравнимой с ценой на обычное дизельное топливо.
Второе: в Украине в отличие от некоторых западных стран, нет закона, обязующего потребителя использовать дизельное топливо с добавками биодизеля. А, следовательно, ввиду первой причины потребитель всегда будет использовать обычное дизельное топливо.

4.Стандарт как средство избавления от конкурента.

Ну а почему бы нам не начать производство биодизеля для европейского потребителя? Как вы думаете нужно ли это Европе? Нет, нет и еще раз нет. У них достаточно своих мощностей, только загружай их сырьем. Они могут, конечно, построить у нас несколько заводов, ориентированных на своего потребителя, но только на основе своих «фирменных» разработок. Конкуренты им ни к чему. Вы не верите? Ну хорошо попытаюсь доказать вам это на основе сравнения… двух стандартов на биодизель европейского и американского.


Таблица 1. Европейский стандарт EN 14214:2003/АС

Параметр Метод Интервалы значений анализа
min max
1 Содержание эфира, а EN 14103 96,5% (м/м)
2 Плотность при 15 оС, г EN ISO 3675
EN ISO 12185
860 кг/м3 900 кг/м3
3 Вязкость при 40 оС, г EN ISO 3104 3,50 мм2/с 5,00 мм2/с
4 Температура вспышки prEN ISO 3679 120 оС -
5 Содержание серы prEN ISO 20846
prEN ISO 20884
- 10,0 мг/кг
6 Углеродистый остаток (10 % остаток после разгонки), е EN ISO 10370 - 0,30% (м/м)
7 Цетановое число, ж EN ISO 5165 51,0
8 Содержание сульфатированной золы ISO 3987 - 0,02% (м/м)
9 Содержание воды EN ISO 12937 - 500 мг/кг
10 Общее загрязнение, з EN 12662 - 24 мг/кг
11 Коррозия медной пластины (3 ч при 50 оС) EN ISO 2160 класс 1
12 Стойкость к окислению, 110 оС EN 14112 6,0 ч -
13 Кислотное число EN 14104 0,50 мг КОН/г
14 Йодное число EN 14111 120 г йод/100 г
15 Метиловый эфир линоленовой кислоты EN 14103 12,0% (м/м)
16 Полиненасыщенные метиловые эфиры (>= 4 двойные связи), и EN 14103 1% (м/м)
17 Содержание метанола EN 14110 0,20% (м/м)
18 Содержание моноглицерида EN 14105 0,80% (м/м)
19 Содержание диглицерида EN 14105 0,20% (м/м)
20 Содержание триглицерида, к EN 14105 0,20% (м/м)
21 Свободный глицерин, к EN 14105
EN 14106
0,02% (м/м)
22 Общий глицерин EN 14105 0,25% (м/м)
23 Металлы группы I (Na+K), л EN 14108
EN 14109
5,0 ppm
24 Металлы группы II (Ca+Mg), м prEN 14538 5,0 ppm
25 Содержание фосфора EN 14107 10,0 ppm

Таблица 2. Американский стандарт D-6751-02

Параметр Метод определения Пределы
1 Температура вспышки (закрытый тигель) По стандарту D 83 130,0 оС не менее
2 Содержание воды и осадка По стандарту D 2709 0,050 об. % не более
3 Кинематическая вязкость при 40 оС По стандарту D 445 1,9 – 6,0 мм2/с
4 Сульфатировання зола По стандарту D 874 0,020 масс. % не более
5 Содержание серы, D По стандарту D 5453 0,05 масс. % не более
6 Коррозия (метод медной пластинки) По стандарту D 130 № 3 не более
7 Цетановое число, ж По стандарту D 613 47 не менее
8 Температура помутнения По стандарту D 2500 По протоколу Х4 стандарта D 975
9 Коксовый остаток По стандарту D 4530 0,050 масс. % не более
10 Кислотное число По стандарту D 664 0,80 мг КОН/г
11 Свободный глицерин По стандарту D 6584 0,020 масс. %
12 Общий глицерин По стандарту D 6584 0,240 масс. %
13 Содержание фосфора По стандарту D 4951 0,001 масс. %не более
14 Температура перегонки, атмосферная эквивалентная температура.90% восстановления По стандарту D 1160 360 оС не более

Первое, что бросается в глаза значительно меньшее число контролируемых параметров в американском стандарте (14 против 25).
Второе - я ввиду большого их объема не привожу стандарты полностью, но желающий может убедиться в том, что американский стандарт гораздо более прагматичен. В нем подробно разъяснена необходимость контроля каждого из нормируемых показателей. В европейском стандарте, несмотря на вдвое больший его объем, об этом ни слова.
Третье, содержание основного вещества в биодизеле американским стандартом вообще не оговаривается, в США это показатель согласуемый производителем и покупателем.
Четвертое, в американском стандарте менее жесткие требования по некоторым из показателей (вязкость, кислотное и цетановое числа).
Пятое, контроль качества (метод определения) по американскому стандарту не требует такой сложной, а значит очень дорогой, не производственной даже, а научной аппаратуры, как европейский стандарт. Самое удивительное то, что для одного из показателей (полиненасыщенные метиловые эфиры) в EN 14214 не приводится даже метода анализа, поскольку, ни один из существующих в настоящее время методов измерения не дает приемлемых результатов. Что стандартом и оговаривается.

Наверное, EN 14214 более совершенен, чем его американский коллега, скажете вы. Не знаю, может быть. Но любой практик-производственник вам скажет: «Можно измерить расстояние от Донецка до Киева с помощью штангенциркуля. Но зачем?» Для чего Европе такой сложный стандарт? Ведь прежние национальные прототипы стандартов всех стран ЕС практически ничем не отличаются от американского.

Вы полагаете, что это случайные расхождения? Я убежден нет! Я считаю, что менее жесткие требования американского стандарта объясняются отсутствием достойного конкурента на американском рынке. Не думаю, что европейцы или китайцы начнут в ближайшее время массовую поставку биодизеля на внутренний рынок США. Фокус заключается в том, что соблюдение всех показателей EN 14214, на мой взгляд, при массовом производстве биодизеля нереально. Я сам убедился в этом на практике. Любой химический процесс, представляет собой, грубо говоря, весы с несколькими чашечками. Изменение положения одной из чашек весов ведет к изменению положения других. Изменение одних показателей влечет автоматическое изменение других. Задача технолога и заключается в том, чтобы добиться приемлемого баланса всех выходных параметров.

Возьмем для примера обязательный показатель, общий и для биодизельного, и для простого дизельного топлива как цетановое число, иначе способность топлива к самовоспламенению. На первый взгляд разница между показателями европейского и американского стандартов не столь велика около 8 %. Но американский показатель стандарта в отличие от европейского довольно просто достижим, тогда как европеец вовсе не достижим Почему? Ответ кроется в химическом строении биодизеля. Цетановое число для биодизеля напрямую связано с наличием двойных связей между атомами углерода. Я не буду утомлять читателя расчетами, но для получения цетанового числа 51 в биодизеле должно содержатся не менее 22% метилового эфира линоленовой кислоты, тогда как этим же стандартом допускается его содержание не более 12%. Кроме того, мне лично неизвестен природный жир содержание линоленовой кислоты в котором превышало бы 15 – 17%. Присадки химических соединений других классов, которые могли бы повысить цетановое число, евростандартом не допускаются.

Но ведь стандарт действует. Но ведь биодизель в Европе выпускается. Конечно. Но вот парадокс: я дважды посылал образцы биодизеля, купленного в Европе (в Италии и ФРГ), маркируя его как свои образцы и свои образцы для сравнения в сертифицированную (по европейскому стандарту!) лабораторию в Одессе (единственную в Украине). Часть показателей своих образцов и образцов евробиодизеля я замерил самостоятельно. Замеры одесситов практически совпали с моими замерами. А вот, что особенно интересно: почти по всем показателям евробиодизель был хуже моего! А о соответствии EN и говорить не приходится.
Может быть, мне просто не повезло? Можно привести еще ряд показателей, достижение значений, которых приводит к ухудшению других показателей. Но не буду «растекаться мыслей по древу» и так сказано достаточно.

Вывод:

В существующем виде биодизель никому в Украине не нужен. Производство его дело хлопотное и неблагодарное. Но энтузиасты все же находятся. Дай бог им сил.
Кстати, я читал один из проектов отечественного стандарта на биотопливо. Я в ужасе. Один к одному EN, хоть бы запятую переставили. Неужели примут, что-то подобное? Бедные производители.


Автор: NikSpika 31-03-2016 21:54:59