slogan

Вход на сайт

Зарегистрироваться

Забыли пароль?


Опрос "СКЕПТИКА"

Выберите личность, которая станет героем нашего повествования

Киров

Куйбышев

Тер-Петросян (Камо)

Фрунзе

Троцкий

Главная

hornaw

Творческая страница

hornaw

Вильям Шекспир "Гамлет"


Вильям Шекспир "Гамлет"


(Нешкольные сочинения - часть 1)


Я – Гамлет. Холодеет кровь

Когда плетет коварство сети.

А в сердце первая любовь

Живет к единственной на свете.


Тебя, Офелию мою

Забрал навеки жизни холод.

И гибну принц в родном краю

Клинком отравленным заколот.


Гамлет.png

«Быть или не быть? Вот в чем вопрос» - прекрасные слова великого поэта. Но сколько десятков поколений бездельников всех времен и народов, ну хорошо, пусть не все из них бездельники, старательно пережевывают эти слова, как одну и ту же жвачку? Театры всего мира поставили миллионы постановок. К сожалению, отличие этих спектаклей друг от друга, как правило, сводится к тому, какие штаны надеты на Гамлете, или, может быть, он вовсе без штанов. Гамлет, по мнению большинства, прежде всего страдающий интеллектуал, озабоченный нравственными проблемами.

Гамлет умен? Ну, нет! Уж если ты хотел власти, не проще и надежней ли составить классический заговор. Шансы на успех в этом случае куда больше 50%. Тем более к такому заговору охотно присоединились бы многие, тот же Полоний, например. Почему? Лучше быть тестем короля, чем простым придворным шаркуном. А риск? Ну, риска в таком деле избежать нельзя. Или ты, или тебя. И Полоний демонстрирует готовность пойти на этот риск. Присмотритесь к его поведению. Почему он, по-вашему, в разгар политического кризиса отсылает сына за границу? Ведь его помощь пригодилась бы. Только для того, чтобы сберечь наследника на случай неудачи. Нет, Гамлет предпочитает и дальше разыгрывать из себя сумасшедшего. Даже обещать никому ничего он не собирается. А вот это глупо. Ради власти не пойти на альянс? Может он и впрямь сумасшедший?

Несчастный Гамлет. Ага, как же! Вот бедный страдалец! Да всмотритесь, наконец, в его поступки, а не в «слова, слова…»! Кто главный интриган и негодяй трагедии? Клавдий братоубийца? Полоний? Тихоня Озрик? Или может, Лаэрт? Это - щенки! Им всем далеко до Гамлета.

Клавдий, конечно, негодяй, тайно убивший брата ради власти. Но Гамлет, под видом психа, убивающий отца на глазах у дочери – сверхподлец и бесчувственная скотина. И далее. Всмотритесь в сцену у могилы Офелии. Кто негодяй и позер? Гамлет или убитый горем Лаэрт? И эта сволочь имеет наглость утверждать: «Я любил Офелию как десять тысяч братьев…»! Гамлет любит Офелию. Ну, ну…

А его отношение к родной матери? Это что? Любящий взрослый сын? Принц, которого, с пеленок готовили к управлению страной? Нет, это балованный инфантильный недоумок. Ладно, ты ненавидишь отчима. Но мама причем? Мама в чем виновата? В том, что не ушла в монастырь, не покончила собой? Ведь она вышла замуж и ради того, чтобы сохранить жизнь сыну. И Клавдий, кстати, до поры до времени племянника, не трогает. Терпит его выходки. Более того, именно его объявляет своим наследником (Кстати, современники Шекспира лучше нас с Вами разбирались в системах престолонаследования. И у них не возникало вопроса, почему трон должен наследовать младший брат умершего короля, а не его старший сын. Схема передачи власти от отца к сыну возникла позднее, и во времена Шекспира о старой схеме еще помнили. По старой схеме трон, скорее всего, отошел бы не Гамлету, а какому ни будь его двоюродному дяде, а то и кузену, старшему в семье! И Клавдий, объявивший Гамлета своим наследником как раз и ломает старую схему престолонаследования. Императрица Анна Иоанновна в 1730 году унаследовала российский трон, несмотря на наличие родной дочери Петра 1 Елизаветы, именно благодаря этой схеме. Анна дочь старшего брата Петра имела преимущество! - прим. автора). Видимо Клавдий действительно любит королеву.

Никто не смог раскусить мнимое сумашедствие принца. Догадывались, конечно, многие. Но схватить за руку, извини - подвинься. А смута все нарастала. Вот и пришлось Клавдию вместе с Лаэртом, ради спокойствия в державе, приготовить «убийство под видом дуэли » (Ау, Каверин! - прим. автора ), пардон, под видом спортивного состязания. И… Смотри последние строчки эпиграфа. Впрочем, организаторы и нечастная королева тоже сходят со сцены. «Короче, все умерли » («Формула любви» - прим. автора). И, все-таки, счастлива Дания, избежавшая такого короля, как шекспировский Гамлет!

Кстати исторический прототип Гамлета поступил умнее. Он «организовал коллективную пьянку в рабочее время», собрал на нее всех кто ему мешал, да и подпалил дворец с четырех концов. Подло, жестоко, но просто и эффективно.

Вернемся напоследок ко времени написания трагедии. Чтобы понять поэта надо понять его страну. (Гейне, небось, перевернулся в гробу от столь вольного обращения с цитатой!) Шекспироведы, всемирный клан лодырей, давно разделили творчество поэта на 3 периода:

- время веселых комедий («Много шума из ничего», «Комедия ошибок» и т.д.);

- время мрачных трагедий («Гамлет», «Король Лир» и т.д.);

- время мистических настроений («Буря» и т.д.).

Это конечно, правда. Именно такова эволюция творчества Шекспира. Но почему? Вопрос, конечно, не сводится к тому, что молодости свойственна веселая бесшабашность, а старости мрачная мизантропия. Обратимся ко всем трагедиям в целом. Что между ними общего? Все они говорят об одном – об ужасах межусобицы. И в этом нет ничего странного. Кончался в Англии золотой век Елизаветы. И великий поэт (и гражданин!) с ужасом думал, что же дальше? Поэтам, как собакам, свойственно обостренное чувство беды. Потому и кончились веселые комедии, а его трагедии становились мрачнее и безысходнее, потому-то и исчезал из них даже намек на «хеппи-энд».

И вирш напоследок:


Политика не терпит размышлений.

«Быть иль не быть»,

Все это не для нас.

Интригой цели Гамлет не достигнет.

И власть возьмет

Вояка Фортинбрас.


смотрите также: Нешкольные сочинения


Автор: NikSpika 11-09-2015 22:58:34