slogan

Вход на сайт

Зарегистрироваться

Забыли пароль?


Опрос "СКЕПТИКА"

Выберите личность, которая станет героем нашего повествования

Киров

Куйбышев

Тер-Петросян (Камо)

Фрунзе

Троцкий

Главная

hornaw

Страницы истории

hornaw

«МАЛЮТА СКУРАТОВ» ЦАРЯ ИОСИФА ГРОЗНОГО (часть 21)


«МАЛЮТА СКУРАТОВ» ЦАРЯ ИОСИФА ГРОЗНОГО (часть 21)



sharaga.jpg

ГУЛАГ И ШАРАЖКИ. Часть вторая ШАРАЖКИ

Теперь еще об одном виде заключения: о сталинских шарагах. Иногда их называют и бериевскими шарагами. И это название, на мой взгляд, более правильное. 1938 год. Берия становится наркомом Внутренних дел. На него валится масса дел связанных с необходимостью пересмотра уголовных дел, вынесенных судами при его предшественниках.

Я уже упоминал о 280 тысячах заключенных, освобожденных в конце 1938. Но времени до начала войны остается все меньше. Разбирать каждое дело нужно тщательно, ведь среди невинно осужденных есть и настоящие враги. Кроме того, осуждено много ценных технических специалистов, использовать которых на лесоповале в тайге, или на строительстве железных дорог не просто нерационально, но и преступно.

Великолепный управленец и технарь Берия довольно изящно решает эту проблему. В качестве примера разберем некоторые нюансы создания знаменитой «Туполевской шаражки».

Простым людям, далеким от научной или артистической среды большие ученые, конструкторы, артисты, писатели зачастую представляются этакими небожителями, чуждыми человеческих страстей. Уверяю вас – это неправда! Философ и искусствовед М.А.Лифшиц так рассказывал об этом: «…бывали опасности, не менее грозные, чем потусторонний звук летящей мины, привет с того света.»

Что же это были за опасности? Междоусобная война между самими учеными. Подсиживание, интриги, доносы. Вот выдержка из докладной записки о научном секторе в котором работал Лифшиц, которую отправил его коллега П.Юдин новому директору института: «В задачу этого кабинета входила работа над историческим материализмом. Но об истмате они и не думали. Там всего есть несколько случайных книжек по истмату… Ни одна из проблем марксизма не разрабатывалась, не говоря уже об изучении ленинизма. Ни в одном из перечисленных кабинетов нет ни единой книжки Ленина или о Ленине. В философском кабинете есть отдел по современной философии. Собраны все идеалисты-мракобесы (Шпенглер, Гуссерль, Шпет и т. д.), но к числу современных философов руководителями кабинета Ленин не причислялся».

По тем временам, это серьезное обвинение в антисоветчине. И что же сам Лифшиц? «Участвовал ли я в этом?» - спрашивал Лифшиц и отвечал, - «Все участвовали, и я тоже. Иначе нельзя было ни писать, ни печататься, ни существовать в литературе. Ну, например, Нусинов (другой его оппонент – прим.) выступает в прессе и обвиняет меня в том, что я искажаю марксизм, отрицаю роль мировоззрения в творчестве или не признаю сталинское учение о культуре. В его своевременном сигнале дан набор проступков, тянущий на 58 статью. Если я промолчу, вполне возможно, что меня посадят. Чтобы избежать этого, я публикую статью, в которой доказываю, что Нусинов не признает диктатуру пролетариата или отрицает лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Я даю шанс сесть в тюрьму и моему оппоненту. Я такой же доносчик, как и Нусинов, а то, что сажают его, а не меня - это уже лотерея или убедительность аргументов и искусство полемики. Впрочем, сажали и вне зависимости от убедительности доводов в споре».

Подобная картина была характерна и для творческой интеллигенции, естественнонаучной и конструкторской среды. Яркий пример так называемое уже послевоенное «Дело генетиков». Научная дискуссия быстро переросла во взаимные обвинения в антисоветчине и, поскольку, за школой Лысенко кроме админресурса были действительные научные достижения в области селекции, которыми их оппоненты похвалится, тогда не могли, то на нары отправились именно «генетики», а генетические исследования в СССР запрещены. Впрочем, Всесоюзный Институт Генетики продолжал свое существование. Впоследствии, «генетики» отыгрались уже на самом Лысенко. С хрущевских времен и до настоящего времени само имя Лысенко у нас ассоциируется с дремучим невежеством. Как не странно, в научных кругах на Западе напротив высоко оценивают достижения Т.Д.Лысенко. Только в последние годы появились у нас статьи и книги, авторы которых пытаются объективно оценить эту бесспорно выдающуюся личность.

Вернемся, однако, к «Туполевской шаражке». Выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, генерал-полковник-инженер и доктор технических наук, был весьма непростой личностью. Впрочем, это свойство любого незаурядного человека. Он пользовался большим авторитетом, не только среди конструкторов, но и у самого Сталина. Но почему он вдруг оказался за решеткой? Тут есть немалая доля вины самого Туполева.

В 1936 году в США для закупки оборудования и лицензий для производства самолетов была направлена представительная делегация. Руководил этой делегацией Туполев. Это была уже его вторая командировка. Первый раз он был в Западной Европе и США в 1930 году. Поездки за рубеж тогда были редкостью. СССР был довольно закрытой страной. Международный туризм для обычных граждан отсутствовал как понятие. Увидеть Париж, Лондон или Нью-Йорк могли только дипломаты, сотрудники внешней разведки, некоторые из представителей творческой интеллигенции и участники таких вот делегаций, направляемые с чисто деловыми целями.

Туполев сразу нарушил неписанное табу для участников подобных вояжей. Если для дипломатов посольств присутствие в стране аккредитации членов семей является почти обязательным, то в чисто деловой поездке за рубеж включение их в состав делегации уже моветон. Андрей Николаевич же, будучи руководителем, поехал с женой, не имевшей к авиации никакого отношения, не озаботившись даже уточнением ее формальных представительских функций.

Второе нарушение уже писаных правил: все закупки в САСШ (тогдашнее название США) по правилам, установленным еще с 20-х, должны были осуществляться только при посредстве советско-американской консалтинговой компании АРМТОРГ. АРМТОРГ, помимо прочего был «крышей» советской разведки. Однако Туполев решил обойти этот запрет. Он встретил в Нью-Йорке коллегу, приятеля еще студенческих лет, инженера-авиаконструктора Прокофьева-Северского, который эмигрировал в США еще в 1917 году. И, по рекомендации последнего, Андрей Николаевич Туполев разместил заказы по своему усмотрению. Понятно, что Северский лоббировал интересы тех фирм, с которыми тесно сотрудничал. Трудно сказать был ли в этом чисто меркантильный интерес самого Туполева, это, конечно, не осталось не замеченным. Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским возник скандал, который с трудом удалось погасить.

Кроме того, гениального, без всяких шуток, конструктора Туполева интересовали не самолеты, производство которых легко и в массовом количестве могло бы быть освоено в СССР, а сложные в техническом отношении новинки, которые, к слову, из-за своей нетехнологичности не прижились в самих Штатах. На освоение подобных новшеств у СССР тогда просто не было ни средств, ни времени. На закупки действительно нужных стране лицензий и оборудования впоследствии просто не хватило денег. К примеру, был сорван контракт со знаменитым авиаконструктором русского происхождения Сикорским, создателем самого большого самолета Первой мировой «Илья Муромец» и первого в мире вертолета.

Единственную удачную покупку совершил входивший в состав делегации Петляков. Ему удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет Дуглас DC-3. Эту безотказную лошадку впоследствии не раз вспомнят авторы многих мемуаров и художественных книг о войне.

В довершение всего Туполев, покидая США, погрузил на пароход, кроме личных вещей автомобиль и бытовой холодильник, которые хоть и были подарены американскими фирмами лично Андрею Николаевичу, но считались собственностью советской представительской фирмы. Обиженный этим преемник Туполева в США тут же накатал донос. И авиаконструктора в 1937-м, почти сразу по приезду в СССР, арестовали.

Надо заметить, что Сталин не скупился на поощрение нужных стране людей. Но и требования к этим людям были не в пример жестче, чем сейчас. Поэтому в разговоре с командующим дальней авиации Головановым он заметил, что не верит в виновность в антисоветчине Туполева. Но и команды Ежову прекратить дело Сталин не дал.

Эта история так напугала Андрея Николаевича Туполева, что на вопрос Берии, уже в 1938-м, не оказывалось ли на него давления и действительно ли он виновен в инкриминируемых ему преступлениях, Туполев отрицательно ответил на первый вопрос и положительно на второй. Правда, обвинение в антисоветской деятельности он категорически отверг.

Убедившись в том, что быстро обычным путем Туполева реабилитировать не удастся, Берия решил создать условия для работы конструктора в заключении. Кроме того он решает озаботиться «трудоустройством по специальности» и других заключенных-специалистов. Уже 10 января 1939 года он подписывает приказ об организации Особого технического бюро при наркоме внутренних дел и под его руководством. Бюро занимается решением задач создания вооружений и военно-прикладной химии. В составе бюро следующие группы:

• группа самолетостроения и авиационных винтов;
• группа авиационных моторов и дизелей;
• группа военно-морского судостроения;
• группа порохов;
• группа артиллерии снарядов и взрывателей;
• группа броневых сталей;
• группа боевых отравляющих веществ и противохимической защиты;
• группа по внедрению в серию авиадизеля АН-1 (при заводе № 82).

10 января 1939 года, по сути дела день рождения шаражек. Мы можем по-разному оценивать это явление, но несомненно одно - они сыграли свою роль в повышении обороноспособности страны.

И в заключение о Туполеве. С конца 1938 Туполев находится под личной опекой Берии. Ему создаются все условия для работы. Создается ЦКБ-29, в котором продолжаются работы по созданию новых самолетов.

Продолжаются попытки закрытия дела и реабилитации Туполева и его соратников.

Так, Туполев в заявлении от 30 января 1940 г. пытается опровергнуть главное обвинение:
«…Все сказанное в подписанных мною протоколах допросов, в действительности ничему не соответствует и является полнейшим вымыслом…я никакой антисоветской организации не создавал, никаких антисоветских настроений не имел, никогда никакого вредительства не вел. Ни об одном человеке из указанных в подписанных мною протоколах я ничего антисоветского не знал. Ни о какой антисоветской организации я также ничего не знал».

Но не все во власти нового наркома НКВД. Параллельно, независимо от НКВД, проходит судебное разбирательство по делу Туполева и делу его соратников. Наконец 28 мая 1940 г. решением Военколлегии Верховного Суда Туполев был заочно осужден к 15 годам ИТЛ.

Но Лаврентий Павлович не отступает, и вот результат его усилий:

«Выписка из протокола № 9 заседания Президиума Верховного Совета СССР
19 июля 1941 г.
Ходатайство НКВД СССР о досрочном освобождении со снятием судимости Туполева А. Н., Надашкевича А. В. и других.
Дело № 001/47с.
Удовлетворить ходатайство НКВД СССР и досрочно освободить со снятием судимости нижеследующих осужденных:

Туполева Андрея Николаевича,
Надашкевича Александра Васильевича,
Бонина Александра Романовича,
Вигдорчика Семена Абрамовича,
Егера Сергея Михайловича,
Френкеля Георгия Семеновича,
Немана Иосифа Григорьевича,
Саукке Бориса Андреевича,
Маркова Дмитрия Сергеевича,
Чижевского Владимира Антоновича….»

Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972), Туполев Андрей Николаевич умер в 1972 году, но мы еще долго будем летать на самолетах марки Ту.



Продолжение следует…



смотрите часть 1

смотрите часть 2

смотрите часть 3

смотрите часть 4

смотрите часть 5

смотрите часть 6

смотрите часть 7

смотрите часть 8

смотрите часть 9

смотрите часть 10

смотрите часть 11

смотрите часть 12

смотрите часть 13

смотрите часть 14

смотрите часть 15

смотрите часть 16

смотрите часть 17

смотрите часть 18

смотрите часть 19

смотрите часть 20



Автор: NikSpika 07-04-2017 22:38:47