slogan

Вход на сайт

Зарегистрироваться

Забыли пароль?


Опрос "СКЕПТИКА"

Интересуетесь ли вы историей?

Конечно, интересуюсь

Довольно редко

Мне это не интересно

Главная

hornaw

Будь здоров

hornaw

О принципах «восьмиступенчатой» йоги


О принципах «восьмиступенчатой» йоги


или Схема практики йоги - часть 3


перейти к части 1



yoga_3.jpg

Давненько, уважаемые друзья, не писал я текстов, посвящённых йогической практике – тому, без чего вот уже 20 лет не представляю своей жизни. Надо это исправить. Итак, поехали!

Всем, кто более-менее в теме или хотя бы читал литературу по йогической практике, известна классическая, идущая из древности, восьмиступенчатая йога, состоящая из следующих ступеней, идущих как-бы по возрастающей («как-бы» я употребил потому, что это не совсем так и эти ступени образуют, на мой взгляд, не лестницу, а единое целостное образование, в котором все элементы имеют одинаковое значение). Вот эти «ступени»:

1) ЯМА (нравственные заповеди; нормы, позволяющие сохранить и развить энергоинформационную структуру практикующего);
2) НИЯМА (правила индивидуального поведения, предписания для практикующего йогические техники);
3) АСАНА (все виды работы с физическим и более тонкими телами, но в основном с физическим);
4) ПРАНАЯМА (работа со своей энергоинформационной структурой путём работы с дыханием);
5) ПРАТЬЯХАРА (контроль чувств);
6) ДХАРАНА (концентрация);
7) ДХЬЯНА (медитация, единство с объектом созерцания);
8) САМАДХИ (состояние ЕДИНСТВА, прямого знания; хотя сомневаюсь, что это вообще возможно описать с помощью слов).

Так вот, первые две ступени имеет смысл рассмотреть более подробно, потому что они являются, на мой взгляд, одновременно и некой системой координат, в которой существует правильная практика, и описанием того, какой становится жизнь практикующего и он сам в результате продолжительной правильной практики.

Предыдущая фраза очень важна, т.к. ошибкой будет думать, что можно достичь неукоснительного соблюдения принципов Ямы и Ниямы одним волевым усилием или начать полностью их соблюдать ещё до начала практики йоги: из этого ничего не получится (см. начало текста).

В этом тексте кратко рассмотрим Яму. Итак, Яма состоит из пяти принципов:

1) АХИМСА – буквально «ненасилие». Думаю, не является особым секретом то, что с помощью насилия гармонии не добьёшься. А поскольку правило становится правилом только тогда, когда его применяешь к себе, то ахимса- это прежде всего ненасилие по отношению к самому себе, а уж затем оно приведёт и к гармонии с окружающим миром. Причем ахимса – это не потакание своим слабостям, а именно понимание, чувствование того, что любые попытки силового решения или решения проблемы путем манипуляции всегда повлекут за собой «отдачу», т.е. кармическую реакцию. Между насилием и гармонией почти во всех случаях стоит выбирать гармонию.
2) САТЬЯ – буквально «правдивость». Прекрасный принцип, ведь он означает не «постоянно говорить правду», а ВСЕГДА БЫТЬ ЧЕСТНЫМ С САМИМ СОБОЙ! Много ли людей обладают этим прекрасным качеством? Вот то-то же. Это очень трудно – не врать самому себе постоянно, как это делает подавляющее большинство жителей этой планеты, но это вполне возможно: попробуйте, и со временем станет легче!
3) АСТЕЙЯ – буквально «невороватость». На мой взгляд, принцип этот гораздо глубже и многомернее, чем просто «не брать чужое». Ведь красть можно не только имущество и деньги, т.е. материальные вещи, но и идеи, энергию, время, внимание и т.д. А если ты будешь соблюдать баланс энергоинформационного и материального обмена с окружающим тебя Миром, т.е. сколько Мир даёт тебе, столько ты ему и возвращаешь с добротой в сердце (а можно вернуть и немножко больше, тогда потом и Мир вернет тебе сторицей в той или иной форме), вот и будет в твоей жизни Гармония.
4) АПАРИГРАХА – буквально «нестяжательство, нехватательство, непринятие даров». Это очень глубокий принцип, он имеет несколько аспектов: в жизни это – непривязанность к материальным вещам, результатам своего труда, образу самого себя, определённому фиксированному отношению к окружающим; непринятие даров и благодеяний от других людей, если эти дары и благодеяния - средство, чтобы получить от тебя в будущем что-то взамен, т.е. они небезкорыстны. В практике это - непривязанность к плодам собственной практики.
5) БРАХМАЧАРЬЯ – буквально «живущий в истине». В жизни это – умение безпристрастно относиться к себе и к окружающему Миру в любых крутых поворотах жизни, в горе и в радости, а также - КОНТРОЛЬ СВОЕЙ ЭНЕРГИИ, в том числе и сексуальной. Это - ооочень трудно, но если ты это сможешь – будет замечательно!

О принципах ниямы – поговорим в следующей статье; здравия вам телесного и душевного, друзья мои!



перейти к части 1

перейти к части 2


Автор: Сергей Марьенко 11-09-2016 15:07:19