slogan

Вход на сайт

Зарегистрироваться

Забыли пароль?


Опрос "СКЕПТИКА"

Интересуетесь ли вы историей?

Конечно, интересуюсь

Довольно редко

Мне это не интересно

Главная

hornaw

Творческая страница

hornaw

Поэты и их смерть


Поэты и их смерть


или Беседы о языке - 2


перейти к части 1



poety.jpg

Я бы много мог бы рассказать о смерти известных людей. Например, о том, что хороший актер Талгат Нигматулин, исполнитель роли главного злодея в фильме «Пираты XXго века», чемпион по карате Узбекистана дал избить себя до смерти самозваному гуру-аферисту. Или о том, что музыкант прекрасного белорусского ансамбля «Песняры» Валерий Мулявин, брат руководителя ансамбля Владимира был убит, потому что его жизнь была проиграна в карты неким уголовником, который не знал его лично. Тот играл на «интерес» и был должен убить любого известного человека. Подвернулся Валерий. Или о том, что прекрасный композитор Владимир Ивасюк был, скорее всего повешен бандеровцами, заподозрившими что он является осведомителем КГБ. Но тема моя о языке, и я говорю сейчас о поэтах.


О трех смертях трех хороших поэтов.

В школе мы учили на память знаменитый стих Лермонтова «Смерть поэта», не догадываясь, что при всей схожести обстоятельств смерти этих великих поэтов, похороны их носили разительное отличие. Пушкина отпевали открыто, а вот отпевание Лермонтова проходило тайно. С настоятелем Скорбященской церкви отцом Павлом, отпевавшим Михаила Юрьевича его коллега, священник Василий Эрастов, судился 13 (!) лет. А собственно почему? А потому что, по христианскому канону запрещено отпевание самоубийц. В число таких, помимо обычных суицидников, входят: умершие от передозировки спиртного и наркотиков; женщины, скончавшиеся во время аборта и … погибшие на дуэли. Не приветствовалось и отпевание актеров. Их профессия – лицедейство, изначально греховна, т.к. зачастую прославляет грех и грешников. Более того актеров и самоубийц, в том числе погибших на дуэлях, нельзя было хоронить на освященной церковной земле. Их место было за церковной оградой. И, вместо обычного креста, их могила должна была обозначаться простым колом. Другое дело, что примерно с середины XIX века церковные власти прикрывали на это глаза.

В чем была разница между смертью Пушкина и Лермонтова? Лермонтов умер от пули быстро, не успев доехать до Пятигорска, а вот Александр Сергеевич умирал довольно долго и мучительно. Он успел исповедаться, покаяться в своих грехах, в том числе и в грехе дуэли, и причастится перед смертью. Михаил Юрьевич умер, по понятным причинам, не раскаявшимся. А отец Павел нарушил канон, неважно по какой причине, толи из жалости к погибшему, толи из обычного сребролюбия. Если относительно его мотивов есть сомнения, то относительно мотивов отца Василия никаких сомнений нет. Им двигали обычные зависть и жадность. Основным пунктом обвинения, выдвинутого им, были 200 рублей (сумма в 40-х годах XIX века немалая), якобы полученные и присвоенными отцом Павлом за незаконное отпевание. Кстати, Мартынов, в отличие от бездушного Дантеса, сильно корил себя за смерть поэта, хоть, по свидетельству графа Игнатьева (военного атташе во Франции), и негативно отзывался о нем. И виновником их дуэли был именно Лермонтов. Он поставил Мартынова в такое положение, что единственным возможным ответом для офицера могла быть только дуэль. Более того уже устоялись обычаи офицерской чести, согласно которым, единственной альтернативой дуэли для Мартынова была немедленная подача в отставку. Это, понятно, не приветствовалось Санкт-Петербургом, но на периферии империи существовало немало способов достичь этого. Лермонтов настоял на предельно жестких условиях дуэли. Он же спровоцировал роковой выстрел. Мартынов не стрелял, ожидая извинений. Не стрелял и Лермонтов. Когда секунданты попытались поторопить дуэлянтов, поэт с презрительной насмешкой нанес новое оскорбление: «Стану я стрелять в такого дурака!». Лермонтов сыграл роль не Печорина, а Грушницкого.


lermontov

После выстрела Мартынов подошел к смертельно раненному поэту, попросил у него прощения, поцеловал в лоб и уехал. Это, на мой взгляд, естественное поведение. А вот дружки-секунданты поступили весьма странно. Они бросили Лермонтова, даже не поинтересовавшись его состоянием, под начавшимся проливным дождем.

Известно, что Мартынов подавал рапорт начальству с просьбой присутствовать на похоронах. В этом ему было отказано. Всем участникам дуэли грозило суровое наказание. Мартынова должны были лишить всех наград и отправить до выслуги в солдаты. Секундантов должны были перевести с тем же чином из гвардии в армию. Но, по распоряжению Николая I, секунданты отделались порицанием, а Мартынова на три месяца посадили в Киевскую гауптвахту с последующей отставкой. Впрочем, для майора Николая Мартынова это было хуже солдатчины. Сейчас мы все осуждаем Мартынова, но по мнению большинства знавших его и Михаила Юрьевича современников, Лермонтов получил по заслугам. Грубо говоря, довыеживался.

Впрочем, это только одна из версий гибели Поэта. Есть еще много других. Вплоть до такой, что никакой дуэли не было. Была неудачная инсценировка дуэли с несчастным случаем на ней. По этой версии служба на Кавказе тяготила Лермонтова. Вот он и уговорил Мартынова слегка подранить его, чтобы уйти в отставку по состоянию здоровья. Ранение списали бы на немирных горцев. Но Мартынов, к несчастью, был слишком точен. Эта версия могла бы объяснить странное повеление всех действующих лиц дуэли. Вполне возможно, что вначале секунданты не приняли в серьез ранения поэта, и именно поэтому поспешили покинуть место дуэли. Раненный Лермонтов со слугой должен был явиться позже и, сославшись на ранение от горцев, получить удобный повод для отставки. Начавшаяся гроза способствовала бы тому, что по горячим следам никто поиски мнимых горцев не организовал бы.

А вот история смерти еще одного поэта. Глядя его на аттестат зрелости, никак не скажешь, что этот человек был выдающимся поэтом. Среди оценок три или четыре четверки, а остальные – тройки. Кстати по литературе и языку у него тоже тройки. Впрочем, дело обычное. Жизнь его не баловала. Родился в 1936 в селе под Архангельском. Перед самой войной с родителями переехал в Вологду. Летом 1942 у него умерла мать, а через пару недель его отца призвали на фронт. А мальчик отправляется в детдом. Отца он встретит уже взрослым, только через 13 лет. В 1950, после окончания семилетки пытается поступить в мореходку в Риге. Проваливает экзамены (кто-то из биографов говорит что не проходит по возрасту). Но потом, в этом же году, поступает в лесной техникум. Учится два года. Бросает. Устраивается угольщиком на тральщик. Работает там меньше года. Увольняется. Уезжает в Киров. Поступает в Горно-химический техникум. Снова бросает, проучившись чуть больше года. Устраивается слесарем-сборщиком на полигоне под Ленинградом. Через полгода его призывают служить в Северный флот. И именно во время службы печатают его первые стихи. И после службы продолжается та же чехарда. Устраивается на Кировский завод в Ленинграде. Поступает на учебу в Литературный институт. Дважды отчисляется. Дважды восстанавливается. Начинают издавать сборники его стихов. После 10 лет творческой работы становится членом Союза писателей. А месяцем позже, наконец, кончает Литературный институт.

Он, повторюсь, был выдающимся, даже, в свое время, модным поэтом. Может быть, кто-то помнит песню на его стихи:


Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке, которую люблю…


Ему посвящены десятки книг. На его родине открыт музей. У него до сих пор немало фанатов (именно фанатов, а не поклонников). Николай Рубцов. Поэт от Бога. Но смерть его была ужасна. Его убила женщина, которую он любил.


rubcov

Как модно сваливать жизненные неудачи и трагедии неординарных личностей на внешние непреодолимые обстоятельства. Это могут быть: зависть окружающих, гнет властей, тяжелые условия жизни и пр., пр., пр…. Но здесь я, лично, вижу только одну причину – водку! Вот несколько характерных примеров.

Я упоминал, что Рубцов был дважды отчислен из Литературного института. Вот за что его отчисляли. Одна из историй. Ночь. Апрель. Москва. Крепко выпивший поэт идет в общежитие института. Его естественно не пускают. Пускают во вменяемом состоянии и только до 23-00. Но ночевать где-то надо. Он вспоминает о приятелях в Марьиной Роще. Метро и городской транспорт уже не ходят. Он останавливает такси. Водитель женщина, видя пьяного человека, соглашается везти его только за предоплату. Поэт сует таксистке трешку. Та везет его до места назначения. На счетчике 64 копейки. Возмущенный Рубцов требует сдачу.
Таксистка говорит ему: «Сдачи не будет».
«Да ты знаешь кто я такой? Я – депутат Верховного Совета. (наглая пьяная ложь!) Ты обще меня должна бесплатно возить!» - начинает катить бочку поэт.

Женщина тут же подъезжает к ближайшему отделению милиции. Вытрезвитель. Протокол по месту учебы. Отчисление.

Или случай уже в бытность Рубцова членом Союза писателей.

В Архангельске проходит конференция писателей РФССР. За день до открытия случается ЧП. По коридору гостиницы, забронированной для участников, шатается «пьяный до изумления» Коля Рубцов. Из соседнего номера выходит немолодая женщина и пытается урезонить дебошира.

- Да пошла ты на х...,- гордо отвечает ей поэт.

Женщина, как оказалась, была инструктором ЦК КПСС.

Председатель Союза писателей Сергей Михалков в шоке. Хозяин конференции тоже. На Рубцова это как будто не похоже. От Рубцова требуют объяснений и извинений. В противном случае ему грозит отстранение от участия в конференции, а в перспективе и исключение из Союза писателей. Николай Рубцов разводит руками:

«- Да я ведь, — растерянно и наивно развел руками Коля,— не знал, что она из ЦК. Я к ней и не подходил, это она меня задержала. Начала стыдить, укорять... Эх! — схватился он за голову. — Ну, выпил... С радости выпил. Я ведь Архангельск люблю. Давно в нем не был...»

Извинения принесены. Скандал замят. Но выводы не сделаны. Пьянки продолжаются. Продолжаются вплоть до трагического финала.

Вот, что вспоминает Людмила Дерябина, убийца поэта: «Нужно было зайти к Рубцову за вещами... Он открыл дверь, я увидела его трясущегося, услышала мерзкий запах водки. Кругом была грязь. Свалка на столе. На постели среди смятых грязных простыней, сбитых к самой стене, ком моего белья: сорочки, блузки и даже сарафан». Рубцов был не один. На кухне сидел его приятель радиожурналист. Оказалось, он пришел еще вчера, переночевал у Рубцова и вот уже сутки они пьянствовали. Улучив мгновение, он сказал мне: «Люсенька, не бросай Колю, люби его, он бредил тобой всю ночь...»

Люби... Как же. Я не собираюсь оправдывать убийцу. Она явно не безгрешна. И, по всей видимости, водку любила не меньше Рубцова. Наверное, они и сошлись на этой почве. Но разве не здесь корень трагедии.

Я не буду описывать убийство Николая Рубцова. Убийца на следствии говорила одно, сейчас, спустя сорок с лишним лет, другое. Она отсидела 8 лет, которые ей определил суд. Она даже выпустила книгу, где изложила свою версию произошедшего. Ограничусь выписками из протокола осмотра тела.

«…На горле трупа имеются множественные царапины... На правом и левом локте имеются ссадины...
повреждения могли быть причинены при захватывании шеи пальцами рук. Полулунные ссадины характерны для давления ногтями пальцев рук... сам характер убийства, множественные ссадины на горле Рубцова свидетельствуют о том, что подозреваемая как бы рвала горло рукам…».

Кроме того в протоколе осмотра места преступления следователями отмечены разбросанные иконы, разбитая пластинка песен Вертинского и 18 (!) бутылок из-под вина. И еще. По свидетельству соседки она проснулась той ночью от крика: «Я тебя люблю». Кричал Рубцов. В 1996 году, к 60-летию поэта, в Вологде открыли мемориальную доску на хрущевке, где он жил и погиб. Вот, пожалуй, и все.
Sic transit gloria mundi. (так проходит слава мира)


* * *


Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.


Это мое самое любимое стихотворение о войне. Написала его замечательная поэтесса-фронтовичка санинструктор Юлия Друнина в тяжелом военном 1944году.


drunina

Она знала, о чем писала. Еще в конце 1941 года, будучи на работах по строительству оборонительных сооружений она попала в окружение. Вместе с небольшой группой красноармейцев пробиралась к нашим из вражеских тылов. Там встретила свою первую любовь. Но человек, которого она полюбила, погиб во время прорыва. Была отправлена в эвакуацию в Заводоуральск, вместе со школой, в который преподавал ее отец. Но в 1942, после смерти отца снова ушла на фронт. В 1943 была тяжело ранена получила инвалидность и была комиссована. Попыталась поступить в Литературный институт, но ее не приняли. Добилась восстановления на фронте. Воевала под Псковом и в Прибалтике. Была снова тяжело контужена и комиссована уже окончательно. По итогам войны имела звание старшины медицинской службы. Была награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды.


drunina_2

Казалось бы, послевоенная жизнь Юлии Владимировны сложилась. Явочным порядком она стала посещать занятия Литературного института, и никто не осмелился выгнать ее, героиню войны, фронтовика с лекций. Первые стихи ее были напечатаны еще в конце 30-х, когда Юля училась еще в школе. А в 1947 вышел ее первый поэтический сборник. Она стала известной поэтессой. В этом же году стала членом Союза писателей. Правда диплом об окончании Литературного института она получила только в 1952 - издержки бюрократии. Довольно удачно вышла замуж. В 1946 у нее родилась дочь. Но в 1960 году ее первая семья распалась. Юлия Друнина была слишком независима. Будучи симпатичной, яркой женщиной она была в центре внимания мужчин, но неизменно сохраняла верность своему первому мужу. Однако в 1954 году, она встретила человека, которого полюбила во второй раз. Это был известный киносценарист Алексей Каплер. Личность весьма колоритная. Достаточно упомянуть, что он был первым любовником Светланы Аллилуевой – дочери самого Сталина. Юлия Владимировна полюбила его, несмотря на солидную разницу в возрасте. Алексей был почти на 20 лет ее старше. Целых шесть лет Друнина боролась со своим чувством. Она сказала Каплеру «Да», только после того как он развелся со своей прежней женой. Она ушла к нему вместе со своей дочерью. И прожила в счастливом браке 19 лет. Она посвятила своему новому мужу немало хороших стихов. Ее в эти годы можно было бы назвать баловнем судьбы. Один за другим выходят ее поэтические сборники. Она ездит с творческими командировками не только по Союзу, но и по всему миру. Ее выбирают в Верховный Совет СССР. Но смерть Каплера в 1979 стала началом конца личного счастья Юлии Друниной. Она тяжело переживает свою утрату. Но до рокового ее решения пройдет еще 12 лет.

Меняется эпоха. Меняются люди. Место горящих сердец советских патриотов занимают холодные мозги деляг-спекулянтов. Меняется настрой во всем обществе. Любовь к Родине все сильнее формализуется. Происходит инфляция самых важных понятий. Таким людям как Друнина становится все труднее дышать. Зато на свет божий выползают иуды вроде Солженицына и Бонер. Начинается «Перестройка». Юлия Владимировна понимает необходимость назревших перемен и вначале принимает болтовню Горбачева за истину, но быстро понимает, что ее обманывают. Но бороться уже нет сил. Еще остается иллюзия в правоту Ельцина. Но и он нагло врет. Союз умирает. Последние его дни мучительны. Решение о самоубийстве Юлия Владимировна Друнина – Поэтесса, Ветеран Великой Отечественной войны, Советский и Русский Патриот приняла как минимум за год до того рокового дня 21 ноября 1991. Она и в смерти хотела остаться Женщиной. Смерть не должна была обезобразить ее лицо. Она пришла в гараж. Закрыла его изнутри. Села в старенький «Москвич». Завела мотор и выпила смертельную дозу снотворного. Знакомым и милиции она оставила записки с просьбой никого не винить и стихотворение:


Покрывается сердце
инеем -
Очень холодно
в судный час…
А у вас глаза как у инока -
Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Все ж крещеная!)
Помолюсь. За таких вот,
как вы, -
За избранных
Удержать над обрывом
Русь.

Но боюсь, что и вы
бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос
Россия,
Не могу, не хочу
смотреть!


Кому посвящены эти строки так и осталось не известно.


drunina_3


Автор: Виктор Колосов 06-09-2016 21:54:33